14:28
Концепт пассажирского судна смешанного река-море плавания с возможностью совершения круизов по Каспийскому, Азовскому, Черному и Балтийскому

Г.В. Егоров, генеральный директор, Морское инженерное бюро – СПб

К.О. Анисимов, генеральный директор, Московское речное пароходство

Сейчас речные круизные суда (КС) по ВВП России перевозят примерно 350 тыс. туристов. Средний возраст российских КС составляет 42 года. Российская Федерация довольно быстро теряет круизный речной флот, поэтому к 2030 году такими услугами смогут воспользоваться до 200 тыс. туристов. И это притом что, по некоторым экспертным оценкам, потенциально объем рынка составит к тому времени до 1,0 млн туристов. Однако судов для реализации этого потенциала просто не будет. Существующие отечественные КС не могут эксплуатироваться на международных линиях. При проектировании и строительстве таких судов не выполнялись требования международных конвенций (СОЛАС 74, МАРПОЛ 73/78 и т.д.), что не позволяет получить на такие суда международные свидетельства, подтверждающие возможность эксплуатации и перевозки пассажиров. Поэтому на рынке морских и речных круизов отсутствуют предложения на ранее популярные круизы между портами Черного, Азовского и Балтийского, а также Каспийского морей. При этом отсутствие предложений связано прежде всего с отсутствием КС, способных осуществлять такие переходы. Существующий морской круизный флот рассчитан, как правило, на дальние переходы с заходами в морские порты различных прибрежных государств. Главные размерения таких КС учитывают возможность подхода к акваториям морских портов и швартовки у существующих морских причалов, но не позволяют заходить в устьевые речные порты и тем более перемещаться по внутренним водным путям России. Сегодняшние реалии отечественного туризма таковы, что к любимым речным круизам «въездных» туристов из США, Германии, Австралии по маршруту Москва – Санкт-Петербург добавились «частично морские» линии Москва – Севастополь, Москва – Сочи, «круговой» круиз по Каспийскому морю, которые более интересны для «внутреннего» путешественника. Как показывают переговоры Московского речного пароходства (МРП), каспийский круиз привлекает не только граждан прикаспийских стран (Ирана, Азербайджана, Казахстана), но и иностранцев из США, Австралии и Европы, а при организации в международных круизах таких услуг, как казино, рейсы будут интересны, например, китайцам. Таким образом, задача создания круизных судов смешанного река-море плавания стала актуальной и важной для воднотранспортной и туристической отраслей России. В статье представлен (на основании исследований 2010-2015 годов, проведенных Морским Инженерным Бюро) концепт PV300VD современного КС смешанного река-море плавания, представляющего интерес для отечественных судоходных компаний. Работа велась по заказу Росморречфлота в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы». Суда строятся ОСК по специальному решению, принятому Минпромторговли РФ по обеспечению развития пассажирского речного судостроения и транспорта дополнительными мерами господдержки. Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров в ходе рабочего визита в Санкт-Петербург 3 июля 2015 года сказал: «В целях обеспечения заказов на строительство новых пассажирских судов класса «река-море» с последующей возможностью передачи их в операционный лизинг транспортным корпорациям мы подготовили решение по поддержке обновления речного флота путем пополнения уставного капитала лизинговых компаний. Эта мера позволит обеспечить рост объема производства в судостроении и будет способствовать увеличению перевозок наших пассажиров. На эти цели в 2016 году мы рассчитываем выделить около 3,5 млрд рублей». Происхождение проекта На данный момент в России, да и вообще в мировой практике эксплуатации КС практически отсутствует флот пассажирских судов класса «река-море». То есть нет судов, способных совместить и морской, и речной круиз. Было построено в Италии в 1999 году КС смешанного плавания «Казань» пассажировместимостью 150 человек типа CEZANNE GI.A. (проект 179-RI). Судно предназначалось для круизов по Средиземноморскому бассейну с заходами в реки. Судно было продано и переименовано (т/х «Курмангазы») и с 2009 года работает как плавобщежитие на Каспии. 2 июня 2014 года в Каспийское море вышел 350-местный пассажирский теплоход смешанного река-море плавания класса РРР*О-ПР 2,0 (лед 30) А проекта PV18 «Глеб Кржижановский», модернизированный из речного судна проекта 302. Судно сразу было предназначено для использования в качестве плавотеля для работников нефтегазоконденсатного месторождения им. В. Филановского. Месторождение расположено в российском секторе северной части Каспийского моря, на мелководной части в 170 км южнее г. Астрахани, в 20 км восточнее о. Малый Жемчужный, в районе, разрешенном для эксплуатации судов река-море плавания класса «О-ПР» в сезон с апреля по ноябрь включительно. Судно принадлежит МРП и находится в бербоут-чартере у судоходной компании «Арк Шиппинг». Проект переоборудования PV18 разработан Морским Инженерным Бюро. Там же на месторождении им. В. Филановского используется компанией «Арк Шиппинг» как плавотель судно проекта 302 «Т.Г. Шевченко». В 2006 году астраханским туроператором «ТинТур» было приобретено морское каютное пассажирское судно «Мария Ермолова» для первых круизов по Каспию. В сентябре 2007 года судно осуществило экспериментальный рейс Астрахань – Актау. Рейс был приурочен к международному фестивалю «Каспий – море дружбы». С 2009 года судно «Мария Ермолова» работало в качестве плавотеля, в середине 2014 года было продано. В 2013 году с использованием элементов существующего судна проекта 588 «Генерал Н.Ф. Ватутин» было построено КС смешанного река-море плавания класса М-ПР 2,5 «Русь Великая». В мае 2016 года судно совершило круизный 16-дневный рейс Самара – Керчь – Самара с заходами в порты Саратов, Волгоград, Ильевка, Романовский, Ейск, Ростов-на-Дону, Константиновск, Волгоград, Камышин и Хвалынск. Длина судна – 95,6 метра, ширина – 13,5 метра, осадка – 2,45 метра. Пассажировместимость – 196 человек, экипаж – 66 человек. В мае 2015 года был организован экспериментальный круиз из Самары в казахстанский порт Баутино на КС «Русь Великая» с заходами в Саратов, Волгоград, Астрахань. 6 января 2015 года в порт Оля прибыл туркменский грузопассажирский паром «Беркарар». Это был первый рейс нового судна, принятого Государственной службой морского и речного транспорта Туркмении 5 декабря прошлого года. Об открытии паромного сообщения 27 октября 2014 года была достигнута договоренность между Туркменистаном и Россией. Судно доставило из Туркменбаши строительные материалы, предназначенные для возведения в селе Фунтово Астраханской области туркменской школы, которая призвана стать центром национальной культуры для проживающей в этом регионе туркменской диаспоры. В здании также будет находиться туркменский культурный центр. Планировалось, что «Беркарар» будет осуществлять регулярные пассажирско-грузовые рейсы из Туркменбаши в порты Баку, Оля, Энзели и Амирабад. В середине января 2015 года появилась информация о планах по открытию туристической линии между Россией и Туркменистаном, на которой мог бы работать паром. Однако до настоящего времени круизы по Каспию так и не начались. При этом в СССР был накоплен значительный опыт работы отечественных морских пассажирских линий, включая каботажные и прибрежные.

Просмотров: 357 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar